Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
М. И. ЛУКЬЯНОВА. ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ФОРМИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДЫ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» / Архив номеров / Выпуск №1 [2009] / М. И. Лукьянова. Влияние образовательно-формирующего потенциала среды на профессионально личностное становление педагога

УДК 378

М. И. Лукьянова

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ФОРМИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СРЕДЫ И КОЛЛЕКТИВА
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

Аннотация. Анализируются вопросы, связанные с влиянием образовательно-формирующего потенциала среды и коллектива на профессионально-личностное становление педагога и обсуждаются возможности управления образовательно-формирующим взаимодействием субъектов педагогической деятельности

Анотація. Аналізуються питання, пов'язані з впливом освітньо-формуючого потенціалу середовища і колективу на професійно-особистісні можливості управління освітньо-формуючою взаємодією суб'єктів педагогічної діяльності.

Abstract. They Are Analysed questions, connected with influence educational-forming potential of the ambience and group on professional-larval formation of the teacher and are discussed possibility of management educational-forming interaction subject to pedagogical activity.

Возможности использования образовательного потенциала профессиональной среды нами рассматривались применительно к идее создания благоприятных условий и обеспечения профессионально-личностного развития учителя в процессе его педагогической деятельности.

Основополагающая идея предлагаемой концептуальной модели профессионально-личностного развития учителя в процессе его педагогической деятельности - это идея «совокупного субъекта», производная от положений, зафиксированных в разных областях гуманитарного и естественнонаучного знания и указывающих на многомерную природу человека как части целого гораздо более значительных масштабов. На философско-психологическом уровне существуют представления, согласно которым связь всего живого задана некоторой универсальной структурой человеческого состояния, и это состояние характеризуется сплоченностью, причастностью к более крупному социокультурному целому (М. К. Мамардашвили, М. Пруст).

На основе теории функциональных систем (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн) возможно утверждение, что при переходе от индивидуальной сущности к более высоким ступеням прослеживается повышение уровня сложности душевной организации человека. Будучи социальным существом, индивид входит в состав человеческих общностей разного масштаба (и в том числе ориентированных на образовательную, педагогическую деятельность). При этом «в составе совокупного субъекта познания и обучения его образовательные возможности значительно меняются: актуализируются иные уровни системной организации функциональных структур организма; активизируются соответствующие типы связей с другими людьми; проявляются новые способы мышления и поведения. При вхождении в состав совокупного субъекта начинают действовать естественные механизмы, связанные с наличием у каждого человека социогенетической памяти, действующей на уровне коллективного бессознательного» [2, c. 35].

На механизмы возрастания индивидуального потенциала в условиях групповой деятельности указывает доктор медицины, нейрофизиолог Дж. Лилли. Специалисты в области психологии пишут о способностях человека к эмпатии, сотрудничеству, со-мышлению. К. Левин пишет о некоем «силовом поле», возникающем при групповом взаимодействии. Познавательное значение со-переживания рассматривает П. В. Симонов. И. А. Зимняя подчеркивает объединительную роль со-мышления.

О возможности использования понятия «совокупный субъект» для описания педагогических процессов и явлений говорит И. А. Колесникова [2, c. 35-46]. Анализируя историко-культурный образовательный опыт, она считает возможным важные для педагогического целеполагания выводы о том, что в индивидуальной форме невозможно освоить значительную часть человеческих функций и проявлений, не все педагогические цели могут быть реализованы на индивидуальном уровне, поскольку «существует множество свойств и характеристик, первое проявление которых генетически восходит к тому времени, когда человек психологически еще не ощущал свою раздельность и уникальность» [2, c. 36]. По мнению И. А. Колесниковой, «вхождение в состав совокупного субъекта в ходе образования открывает возможность движения за пределы индивидного (индивидуального) способа существования с любого из уровней системной организации человека (природного, социального, культурного). Оно дает возможность ощутить иную, внешнюю, запредельную для индивида реальность, которой ранее не существовало в его индивидуальном опыте» [2, c. 36].

Таким образом, введение понятия «совокупный субъект» предполагает, что сообщество людей, собравшихся в одном месте (в нашем случае - в условиях локальной профессиональной среды конкретного образовательного учреждения), обладает общим свойством субъектности. Субъектность, как свойство субъекта, выступает в качестве способности присваивать явления бытия, превращая их в многообразие форм собственной жизнедеятельности (И. А. Колесникова).

 Важность этого явления в том, что при этом проявляется и субъективная реальность нового масштаба, характеризующаяся наличием общего ценностно-смыслового поля, опыта (в нашем случае - профессионального, педагогического, личностно ориентированного взаимодействия), приобретенного в совместной (профессионально-образовательной) деятельности и сходном эмоциональном состоянии. Необходимым условием при этом выступает единство и согласованность цели, а также возможность получить новое качество на уровне педагогического результата (опять же в нашем случае - освоение и успешная реализация личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности, профессионально-личностный рост, повышение психолого-педагогической компетентности).

Нельзя не согласиться с мнением И. А. Колесниковой, что речь идет об образовании более крупного по масштабу и сложного по организации единого социально-педагогического организма, обладающего высокой степенью целостности, определенной концептуализацией жизнедеятельности и характеризующегося специфическими формами выражения общности чувств, состояний, отношений, опыта, деятельности составляющих его людей.

Используя идею «совокупного субъекта» при опоре на потенциал коллектива конкретного учреждения и организации локальной профессиональной среды, нацеленной на обеспечение профессионально-личностного развития в педагогической деятельности, мы использовали педагогическое знание о том, что одним из универсальных путей формирования совокупного субъекта является совместная деятельность. В идеях Л. С. Выготского о трансформации интерпсихологического (межсубъектного) общения в интрапсихологическое отражено утверждение, что «субъектность формируется в совместно разделенных действиях», формулируется положение о двойном явлении на сцене каждой психической функции (вначале в системе взаимодействия с другими, потом - в индивидуальном варианте). По мнению А. И. Донцова, «именно предметность социально обусловленной совместной деятельности может быть рассмотрена в качестве основы и ведущего фактора социально-психологической целостности коллектива как совокупного субъекта деятельности» [1, с. 63].

Специфическая форма организации совместной деятельности предполагает распределение и закрепление за отдельными индивидами ее действий и операций. В этом случае в качестве субъекта выступает объединение индивидов, для которых смысл их действий является результатом рефлексии на ограничения возможностей их выполнения в совместной деятельности (В. В. Рубцов). Целенаправленное объединение усилий субъектов педагогической деятельности, каждый из которых владеет уникальным объемом профессионально-личностных знаний, умений, переживаний, позволяет получить интегрированный профессионально-образовательный результат.

В исследованиях совместной деятельности наиболее широко представлен такой критерий ее результативности как развитие группы (А. И. Донцов, А. П. Дульчевская, Р. С. Немов, В. В. Романов). Во многих работах подчеркивается влияние совместной деятельности на характер межличностных отношений в группе, на процесс коллективообразования и межличностного познания, на эффективность самой деятельности. Другой важный результат совместной деятельности - индивидуальное развитие (личностное, интеллектуальное). В. Я. Ляудис акцентирует внимание на том, что общей особенностью совместной деятельности «является преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого взаимодействия у каждого из участников обучения» [3, с. 66].

В научной литературе [4; 5; 7] подробно описаны особенности нескольких видов совокупного субъекта в рамках образовательных процессов: группового, коллективного, фронтального (ситуативно сформировавшегося, неструктурированного), интегративного (как специфическая общность, объединенная аналогичными социокультурными целевыми установками), сетевого (на основе синегретических процессов в глобальных информационных сетях). Базовые характеристики и свойства каждого из названных видов совокупного субъекта открывают большие возможности их использования в рамках концептуальной модели профессионально-личностного развития педагога, а также диктуют определенные организационные условия технологичности работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения в данном направлении.

Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»