Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
М. И. ЛУКЬЯНОВА. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / е-журнал «Педагогическая наука: история, теория, практика, тенденции развития» / Архив номеров / Выпуск №2 [2009] / М. И. Лукьянова. Личностно ориентированное обучение как ресурс здоровьесбережения

УДК 378

М. И. Лукьянова

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕСУРС ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

Анотація. У статті розглядаються питання розвитку потреби і здатності особистості до саморозвитку в процесі навчання в контексті  ідеї здоров'язбереження.
Ключові слова: особистість, розвиток, навчання, потреби і здатності, здоров'язбереження.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития потребности и способности личности к саморазвитию в процессе обучения в контексте идеи здоровьесбережения.
Ключевые слова: личность, развитие, обучение, потребности и способности, здоровьесбережение.

Abstract. In article are considered questions of the development to need and abilities to personalities to autodevelopment in process of the education in context of the ideas of the saving of health.
Keywords: personality, development, education, need and abilities, savings of health.

Как известно, содержание обучения в традиционной школе во многом отличается технократичностью. Однако в целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса очевидной и востребованной следует считать необходимость преодоления технократической ориентации школы, усиления духовно-гуманитарных начал в образовании, реализации личностно ориентированного подхода на основе переосмысления социокультурных оснований и ценностей педагогической деятельности. В чем же заключаются здоровьесберегающие ресурсы личностно ориентированного образования?

Прежде всего формулировка цели образования в современных условиях дополняется необходимостью целенаправленного влияния на развитие потребности и способности личности к саморазвитию – главный, на наш взгляд, здоровьесберегающий ресурс. Способы реализации этой цели крайне разнообразны – от прямых требований и установок до создания "установочных условий". В развитии потребностей особенно важен учет психологических требований, предполагающий обращение к внутреннему миру ученика, обладающему собственной логикой развития. Потребность ученика в саморазвитии можно трактовать как стремление, желание, интерес к развитию себя. Способность к саморазвитию обеспечивается оснащенностью, умелым владением средствами развития и системным их использованием педагогами. Саморазвитие понимается нами как обогащение, усложнение, гармонизация, динамизация личности с ее собственным участием.

В контексте сохранения и укрепления здоровья школьников эта конкретизация цели предполагает:

  • целенаправленное влияние на развитие потребности и способности личности к осознанному самопознанию, интереса к своему "Я", к своим отношениям, возможностям;
  • целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к самоопределению, к разумным жизненным выборам деятельности и отношений, к здоровому образу жизни;
  • целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к самореализации как реализации в деятельности и общении своего творческого и личностного потенциала;
  • целенаправленное влияние на развитие потребности и способности к личностной саморегуляции, регуляции своего психо-эмоционального и физического состояния, уровня притязаний, самооценки, разумного поведения.

Следовательно, личностно ориентированный подход позволяет создавать средствами образования, педагогической деятельности максимально полные возможности для жизненного самоопределения учащихся, в рамках которого вопросы здоровья – физического, психо-эмоционального, социально-психологического, личностного, нравственного, духовного – и проблемы осознанного принятия здорового образа жизни занимают определяющее место как фактор и условие жизненного успеха, благополучия, самореализации и полноценного функционирования.

Концепция личностно ориентированного образования рассматривается нами как основа и проект целостной здоровьесберегающей педагогической системы, реализация которой создает все необходимые условия для развития личностных функций воспитанника, включая выбор целей и способов самореализации, осознания своего "Я", проявление ответственности и автономности творчества в значимом для него деле. Личностно ориентированное образование не ставит перед собой задачу формирования личности с заданными свойствами, а создает такие условия для развития и проявления личности обучаемых, которые позволяют более полно реализовать возможности любого ученика в соответствии с его способностями, психофизиологическими особенностями, раскрыть интеллектуальный потенциал личности. Мы стремимся к созданию в нашей школе такой образовательной среды, где личность была бы востребована и успешно функционировала, что прежде всего и обеспечивает ее психологическое и социальное здоровье.

В контексте сохранения и укрепления психологического и социального здоровья учащихся целью личностно ориентированного образования следует считать создание условий для полноценного развития следующих функций индивида: избирательности (способность к выбору); рефлексии (умение оценивать свою жизнь); бытийности (поиск смысла жизни и творчество); формирующая функция (формирование образа "Я") функция ответственности (в соответствии с формулировкой "Я отвечаю за все"); автономности личности (освобождение от влияния многих факторов).

Итак, подчеркнем еще раз: целевой ресурс личностно ориентированного образования в контексте здоровьесбережения состоит в том, чтобы "заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией" [1], что в итоге и позволит ему быть здоровым в полном смысле этого слова.

Комплексное, целостное здоровье личности определяется, на наш взгляд, осознанной включенностью самого человека в реализацию основных человекообразующих функций. Назовем их:

– гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознания смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средством (механизмами) реализации данной функции являются понимание, взаимопонимание, общение и сотрудничество – на них и должны быть направлены педагогические усилия учителей;

– культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры учащихся средствами образования. Реализация данной функции позволяет приобщить школьников к миру культуры, дать ему почувствовать общность с другими людьми посредством единой (в том числе и национальной) культуры. Механизмом реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, как переживание чувства принадлежности к национальной культуре, принятие ее ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом ради своего душевного благополучия и духовного здоровья;

– функция социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства социального опыта, необходимого и достаточного для безболезненного вхождения учащихся в жизнь общества. Результатом реализации этой функции являются личностные смыслы, определяющие отношение человека к миру, социальная позиция, самосознание, мировоззренческие ценности и отношения. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной (образовательной) среде. Соответственно, механизмами реализации данной функции, а значит и педагогическими задачами являются научение рефлексии, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой (в том числе и учебной) деятельности.

Значит в личностно ориентированной системе основными образовательными процессами становятся: формирование личностных смыслов учения и жизни; развивающее обучение; педагогическая поддержка становления детской индивидуальности; воспитание как забота о духовно-нравственном развитии ребенка. Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту жизни и требуют соответствующего здоровьесберегающего и здоровьеориентированного наполнения содержания образования и педагогической деятельности.

Здоровьесберегающий ресурс присутствует и ярко выражен в содержании личностно ориентированного образования, поскольку оно определяется направленностью на удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия, личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность и личная ответственность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество. Содержание личностно ориентированного образования призвано помочь ученику в выстраивании собственной личности, в определении собственной личностной позиции в жизни. Названные содержательные характеристики отражают сущность психологического и социального здоровья. В содержании личностно ориентированного образования Е.В.Бондаревская выделяет компоненты [1,с.14], которые, на наш взгляд, в полной мере соответствуют требованиям здоровьесбережения:

– аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций; необходимо, чтобы Здоровье входило в разряд ценностных приоритетов школьников);

– когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, природе, ноосфере как основе духовно-нравственного развития и здоровья);

– деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, жизненно важных навыков, обеспечивающих здоровый образ жизни);

– личностный (способствует самопознанию, развитию рефлексивных способностей, овладению способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формированию жизненной позиции).

Содержательные аспекты личностно ориентированного образования прежде всего акцентируют внимание на развитии личностно-смысловой сферы учащихся, которое происходит в атмосфере интеллектуальных, нравственных, эстетических переживаний, столкновений мнений, взглядов, позиций, научных подходов, проектирования различных возможных решений познавательных и практических задач. При этом основным условием личностно ориентированной и здоровьесберегающей направленности выступает вовлеченность ученика в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания и процесса образования, то есть сформированность его субъектной позиции.

Э.Ф.Зеер также определяет личностно ориентированное образование как образование субъекта, максимально обращенное к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении, саморазвитии [2] . Э.Ф.Зеер считает, что личностно ориентированное образование основано на той организации взаимодействия между обучаемым и педагогом, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов образовательного процесса способности к самообразованию, саморазвитию, самоопределению и самореализации. Умение самоопределяться в учении имеет особенную ценность в процессе здоровьесбережения и как условие успешной адаптации школьников в социуме, и как критерий успешности в будущей профессиональной деятельности.

Сами по себе содержательные аспекты образования безусловно значимы, несут в себе значительный потенциал здоровьесбережения и развития учащихся. Однако считать, что они исчерпывающим образом определяют возможности сохранения здоровья учащихся и характер их развития, было бы неверно. Не меньшую роль играют процессуальные аспекты образования, раскрывающие и определяющие отношения участников образовательного процесса – педагогов и учеников. Традиционно именно ученик определяется как объект образования. Сравнительно давно декларируется необходимость изменения отношения к ученику, представление его как субъекта образовательного процесса. Такое изменение представления о нем, конечно, в большей степени соответствует парадигме личностно ориентированного образования, но реальный переход от объект-субъектных к субъект-субъектным отношениям в образовании до сих пор как в теории, так и на практике остается проблемой. Смеем надеяться, что решаемой.

Субъектную позицию ученика в образовательном процессе следует рассматривать как цель, как условие, как результат образования и влияния здоровьесберегающей среды (при наличии таковой в школе). Развиваясь как личность, ученик формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и созидает предметы культуры, обретает круг значимых других людей и проявляет себя перед самим собой. Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда педагог умеет создать развивающие (а значит и здоровьесберегающие) условия, в которых проявляется потребность и формируется готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию себя и освоению здорового образа жизни.

О каких условиях здоровьесбережения в школе следует вести речь? В первую очередь, о тех, которые влияют (непосредственно или опосредованно) на ученика, то есть условиях, в которые попадает ученик в процессе образовательной (учебной) деятельности. На наш взгляд, можно выделить несколько групп таких условий. А именно:

– межличностные отношения с людьми, с которыми происходит общение ученика в конкретном образовательном учреждении - педагогами, одноклассниками, другими учащимися (микроклимат в педагогическом и классном коллективах, уровень авторитетности учителей в глазах детей, степень взаимопонимания и поддержки, симпатии и антипатии как основа формирования микрогрупп в классах, уровень сплоченности ученических групп и т.д.);

– направленность и особенности организации учебного процесса, определяющие характер взаимодействия между участниками образовательного процесса в их деятельности (учебной и педагогической). Здесь важными являются приоритетные методы преподавания/учения, ориентация на коллективные/индивидуальные способы обучения, степень учета интересов и способностей учащихся, способы и стиль взаимодействия учителя с коллегами и учениками, реальная возможность выбора учеником содержания обучения, уровня и методов его усвоения и др.;

– степень профессиональной компетентности педагогов школы, качество преподавательского корпуса (уровень профессиональных знаний, умений и навыков, сформированность профессионально значимых личностных качеств, обеспечивающих конструктивное взаимодействие, доброжелательность и др.);

– материальные условия реализации образовательного процесса (степень комфортности учебных помещений, обеспеченность и качество учебной литературы, наглядных пособий, школьного оборудования и мебели, соблюдение санитарно-гигиенических требований и др.).

Подчеркнем, что личностно ориентированными, а значит и здоровьесберегающими можно считать в образовании лишь те изменения, в которых доминирующим выступает "личностное измерение", то есть те аспекты образовательного процесса, которые непосредственно соотносятся с личностным развитием учащихся. Таким образом, изменения содержания и организации образовательного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся и других участников образовательного процесса.

По нашему мнению, сохранение и укрепление здоровья учащегося также как и развитие его личности возможно рассматривать только в контексте формирования личной ответственности ребенка за свой успех, его готовности прилагать личные усилия для достижения определенных результатов в различных сферах деятельности и в общении. Личностно ориентированная педагогическая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы побуждать детей к самостоятельному решению проблем как учебного, так и социального характера. Ответственность ребенка за свое здоровье, за свой успех/неуспех вырабатывается через самостоятельную оценку ситуации и собственный выбор линии поведения.

Значительный ресурс школьного здоровьесбережения содержится в используемых в личностно ориентированном обучении технологиях.

Технологии личностно ориентированного обучения предполагают развитие личностных (социально значимых) качеств учащихся с помощью учебных предметов. Спектр социально значимых качеств достаточно разнообразен: мыслительные, речевые, поведенческие, коммуникативные, творческие, физические, эмоционально-чувственные. Личностно ориентированный подход создает оптимальные условия для самовыражения учащихся, поскольку самовыражение в данном случае становится эффективным способом закрепления тех или иных личностных качеств и обеспечения психологического и социального здоровья.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения опирается на изучение особенностей человека (социально-демографических, социально-психологических, индивидуально-личностных, экзистенциально-личностных). Её цель - оказать психологическую и методическую помощь школьникам, чтобы их учебная деятельность была успешной. Следовательно, эта технология позволяет, прежде всего, учитывать особенности аудитории, а также создавать условия для самовыражения учащихся, подбирать приёмы, влияющие на сохранение интереса к учебному материалу. Снижается тревожность учащихся, формируется их адекватная самооценка.

Технология проблемного обучения предполагает постановку развивающей цели, формулирование проблемной ситуации или проблемного вопроса, а также поиск вариантов решения. Что обеспечивает развитие мышления, способности к анализу и рефлексивно-оценочной деятельности.

Ненасильственное обучение в условиях реализации личностно ориентированного подхода позволяет использовать психологические и педагогические средства конструктивного взаимодействия педагогов и учащихся, помогает учителю уйти от авторитарного и манипулятивного стиля управления на уроке, даёт возможность увлечь, заинтересовать школьников учебным материалом, побуждать их к размышлению, а также позволяет использовать разнообразные формы коллективной мыслительной деятельности. Учитель с помощью ненасильственного обучения создаёт благоприятный психологический микроклимат, предупреждает гиподинамию через разнообразные формы коллективной деятельности, способствует эмоциональному благополучию школьников.

Технология диалогового обучения даёт возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, то есть превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога, как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учёт особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. Следовательно, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, создания благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на интерес к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Используя технологию рефлексивного обучения, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи. Рефлексивное обучение помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.

Эффективное применение технологий личностно ориентированного обучения способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды.

Литература

  1. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. – N 4. - С. 12-17.
  2. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. - 2002. - N 3. - С.16-21.
  3. Лукьянова М. И. Здоровьесберегающие ресурсы личностно ориентированного обучения / М. И.Лукьянова // Учитель. - 2007. - № 6. – С.
  4. Севрук А. И. Здоровьесберегающий урок / А. И.Севрук, Е. А.Юнина //Школьные технологии. - 2004. - № 3. - С.201-202.

  

©  М. И. Лукьянова, 2009.
Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»