Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
КАПТЕРЕВ ПЕТР ФЕДОРОВИЧ
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЛИИ / Каптерев Петр Федорович

Каптерев Петр Федорович (07.07.1849 ст. стиля – 07.09.1922 нов. стиля) – выдающийся российский педагог второй половины XIX – начала XX столетия, занимавшийся разработкой важных вопросов дошкольной и школьной педагогики, семейного воспитания и педагогического образования, общей и педагогической психологии, истории русской педагогики, дошкольных учреждений.

Родился в семье сельского священника в селе Клёново Подольского уезда Московской губернии.

Окончил семинарию и Московскую духовную академию (1872), где увлекся сочинениями Дж. Локка, Г. Спенсера, познакомился с трудами К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, а также П. Г. Редкина, П. Д. Юркевич и других русских педагогов.

По окончании академии совет Петербургской духовной семинарии избрал П. Ф. Каптерева преподавателем философских учений, затем ему доверили заведование воскресной школой и избрали в члены распорядительного совета правления семинарии.

П. Ф. Каптерев (как не принявший монашество или сан священника) после истечения обязательного шестилетнего срока службы в системе высших и средних духовных учебных заведений, покинул семинарию и решил посвятить себя науке.

В 1874 году он публикует результаты своих научных изысканий сразу в нескольких петербургских журналах: «Народная школа» (№ 6, 7, 11, 12), «Обучение детей дошкольного возраста» (№ 8, 9), «Знание» (№ 10). Его интересы касались формирования мировоззрения, содержания и методов обучения (в частности, эвристической формы обучения в народной школе) развития ума, характера и воли ребенка. Эти проблемы Петр Федорович будет исследовать на протяжении всей своей жизни и они станут стержневыми в его психолого-педагогическом творчестве.

С конца 1874 г. П. Ф. Каптерев на протяжении двух лет в популярном среди учителей журнале «Народная школа» публикует главы из книги «Педагогическая психология для народных учителей, воспитательниц и воспитательниц», а в 1876 г. издает ее целиком в виде приложения к журналу. В 1877 г. книга вышла отдельным изданием и вместе с нею в научный оборот вошло понятие «педагогическая психология».

В своей «Педагогической психологии …» Каптерев попытался психологически обосновать процесс обучения и воспитания, дать учителям не рецептурное пособие по педагогике, а научные знания о психических явлениях, лежащих в основе педагогической деятельности. В истории отечественной психологии и педагогики это был первый завершенный труд подобного рода.

По рекомендации П. Г. Редкина, возглавлявшего Педагогическое общество, Петр Федорович был принят в члены Педагогического общества, а затем вошел в совет Петербургского Фребелевского общества, при котором действовали частные педагогические курсы по подготовке воспитательниц детских садов.

На этих курсах с осени 1874 г. Каптерев, – параллельно с работой в духовной семинарии, – читал лекции по психологии, истории педагогики, вел практические занятия. Под его руководством слушательницы учились наблюдать за детьми в детском саду и анализировать результаты своей работы.

Научная и преподавательская деятельность Каптерева на курсах Фребелевского общества продолжалась почти четверть века (до 1898). За эти годы он много сделал для развития теории и практики дошкольного воспитания в России.

В своих статьях и публичных лекциях для членов Общества П. Ф. Каптерев не только глубоко и разносторонне освещал вопросы воспитания детей до школы, но и предлагал новые подходы к решению проблем дошкольного воспитания, в частности детских игр и их роли в развитии ума и личности ребенка.

После ухода из духовной семинарии (1878) Каптерев был принят на службу по ведомству учреждений императрицы Марии (так называемое Мариинское ведомство) и шесть лет преподавал педагогику на педагогических курсах при петербургских женских гимназиях. По вольному найму (совместителем) Каптерев преподавал логику и психологию в Александровском лицее (1882-1885).

В первой половине 1883 г. вышло переработанное издание «Педагогическоей психологии», которое критика оценила как новый труд, а не как переиздание прежнего. Реакционный еженедельник «Гражданин» назвал ее «безумной педагогикой» за то, что в ней давалось материалистическое объяснение происхождения человеческого сознания и отвергалась врожденность идей (о боге, о христианской нравственности и др.) .

Вследствие доноса в цензуру (на содержание литографированных лекций по логике и психологии, выпущенных слушательницами педагогических курсов) Каптерева обвинили материализме, безбожии, подрыве христианской нравственности, нарушении устава педагогических курсов и с осени 1884 года отстранили от преподавания.

Мариинское ведомство, однако, разрешило принять его на службу помощником старшего чиновника Первой экспедиции, где было сосредоточено управление и инспектирование женских учебных заведений. Здесь он с повышениями по службе (ст. чиновник (1900-1909), чиновник особых поручений (1909-1912), председатель учебного комитета (1912-1917)) прослужил почти 32 года, до упразднения ведомства в марте 1917 г.

Служба в ведомстве давала П. Ф. Каптереву постоянный заработок, а также возможность посвящать свое свободное время научно-педагогической, преподавательской и общественно-педагогической деятельности.

В этот период он становится организатором и участником многих объединений психологов, педагогов и врачей при Педагогическом музее военно-учебных заведений в Петербурге, принимает активное участие в подготовке и проведении съездов: по семейному воспитанию, педагогической психологии, экспериментальной психологии, народному образованию.

В 1912 году Каптереву «в исключение из Закона и не в пример другим» было присвоено ученое звание профессора по словесно-историческому отделению Академии наук России, а в 1915 году министр народного просвещения П. Н. Игнатьев поручил ему возглавить «мозговой центр» по подготовке реформы образования.

После Февральской революции Петр Федорович Каптерев выступил с резким осуждением «системы полного закабаления личности царизмом».

Свою программу демократического обновления школы, систему гражданского воспитания, построенную на развитии критического мышления, он изложил в статье «Новая школа в новой России».

Демократизацию школьного дела Каптерев представлял себе, прежде всего в свете реализации принципов автономного педагогического процесса, самоуправления школы и независимости учителей в вопросах воспитания и обучения.

Революцию П. Ф. Каптерев воспринял, прежде всего, как прогрессивный педагог, сквозь призму своих демократических философских и педагогических взглядов. Ломку старой школы и разрушение всей школьной системы, начатое большевиками, Каптерев пытался истолковать с позиции Льва Толстого, будто именно его идеи подготовили почву для этого. Каптерев не понял всей глубины революционных преобразований в России, ему казалось, что разрушительные перемены в школьном деле преобладают над созидательными.

Проанализировать отношение П. Ф. Каптерева к основным реформам советской школы дает возможность его статья «Единая всеобщая школа», где он демонстрирует одобрительное отношение к принципам организации единой школы, однако замечает, что наряду с правильными началами недостаточно представлены принципы дифференцирования общего образования по видам одаренности и призванию юношества.

Осенью 1918 г. Каптерев переезжает в Воронежскую губернию и сразу же включается в работу уездного отдела народного образования, занятого в то время претворением в жизнь «Положения о единой трудовой школе РСФСР».

П. Ф. Каптерева, – которому шел уже 70-й год, – приняли на должность разъездного инструктора УОНО по вопросам трудового обучения. Несмотря на возраст, он с конца октября и до конца декабря 1918 г. энергично помогал УОНО в реорганизации школ на новых основах, хлопотал об открытии местного педагогического музея, выступал с лекциями перед учителями и родителями. С января 1919 г. он приступил к работе сразу в трех учебных заведениях Острогожска (в учительской семинарии, в 1-й и 2-й средних школах), а вскоре принял заведование учительской семинарией, преобразованной затем в трехгодичные педагогические курсы. ГубОНО, хорошо зная Каптерева как талантливого организатора, поручил ему организовать первый воронежский педагогический техникум.

В 1921 г. Каптерев получил приглашение из Воронежского государственного университета (ВГУ) стать профессором на факультете общественных наук. Одновременно Воронежский институт народного образования (ИНО) избирает его профессором школьного и дошкольного отделений.

В этом же году П. Ф. Каптерев публикует свою последнюю статью «Педагогика и политика», в которой красной нитью проходит призыв (к властям) «ни в коем случае не превращать учителей и учащихся в разменную монету в политической игре, а школу - в механизм осуществления идеологической диктатуры, … педагогический процесс должен быть автономным, то есть свободным от каких бы то ни было влияний извне».

Этой статьи Петру Федоровичу советская власть не могла простить. До 80-х годов прошлого столетия его работы не переиздавались, о его педагогических идеях если и писали, то как бы сквозь зубы, не забывая подчеркивать, что он выражал «хорошо знакомые, типичные для буржуазной педагогики антинаучные теории аполитичности воспитания».

Умер П. Ф. Каптерев в 1922 году от воспаления легких.

При подготовке материала использовались статьи:
1. Богуславский М., Сумнительный К. Основоположник российской педагогической науки // Педсовет.org [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2857/Itemid,118/ [Дата обращения: 04.09.2009].
2. Педагогическая деятельность и взгляды П. Каптерева // БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://582.webww.net.ru/kapterev3.shtml [Дата обращения: 04.09.2009].
Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»