Портал основан при поддержке Донецкого областного благотворительного Фонда содействия образовательным интеллектуальным инвестициям (свидетельство о Госрегистрации № 402, выданное 04.11.2008 г. Главным управлением юстиции в Донецкой области, свидетельство о Госрегистрации серия А00 № 729147, выданное 11.11.2008 р. Славянским горисполкомом). Портал зарегистрирован Госкомитетом по информатизации Украины 16.10.2009 р. (письмо № 1737/05-09) как электронный информационный ресурс.
УКР
РУС
 
РАЗИНА Н. А. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РЕЖИМЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
  Версия для печати

ВХОД             Регистрация

Научная школа педагогов «АКМЕ» / Вестник научной школы педагогов «АКМЕ» / Выпуск 1 (2007) / Разина Н. А. Опыт развития общеобразовательного учреждения в режиме научного исследования

 РАЗИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
заместитель директора по учебно-воспитательной
работе МОУ СОШ №73 г. Ульяновска


Опыт развития
общеобразовательного учреждения
в режиме научного исследования

Успешное развитие средней общеобразовательной школы невозможно без новых идей, подходов, педагогических технологий, без совместной работы ученых, педагогов, учащихся и их родителей. Каждая инновация требует апробации, проверки временем. Создание нового опыта, поиск оптимальных решений осуществляется в ходе поисково-исследовательской и экспериментальной работы, основанной на научном анализе существующей теории и практики образования и направленной на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив с целью развития общеобразовательного учреждения. Как показывает практика, исследовательская работа в школе, осуществление научного исследования не заменяет специальную сферу деятельности высших учебных заведений, занимающихся собственно научной работой как созданием нового научного знания.

Школьные педагогические исследования в отличие от исследований научных коллективов имеют ряд особенностей:
               
  • Во-первых, они носят прикладной характер, направлены на разработку и освоение новшеств, на конкретные цели и задачи совершенствования учебно-воспитательного процесса и на этой основе на повышение его результативности в данном образовательном учреждении.
  • Во-вторых, субъектами исследовательской деятельности являются педагоги. Заместитель директора школы направляет учителей на педагогический поиск, инновационные преобразования учебно-воспитательного процесса, устанавливает деловые связи с ВУЗами, научно-методическими центрами, привлекает к исследованию учебных проблем учащихся, объединяя их в научное общество.
  • В-третьих, степень обобщения результатов исследования в школе, как правило, не претендует на выявление научных закономерностей.

Главная задача заместителя директора по научно-методической работе школы - обеспечивать повышение профессиональной компетентности педагогов, действенность управления процессами развития школы посредством организации исследовательской деятельности коллектива и программно-методических разработок учителей. Осуществить перечисленные задачи представляется возможным на основе соблюдения следующих принципов: актуальности, научной обоснованности, системности, мобильности педагогических и управленческих действий, дифференцированного и личностно ориентированного подхода, рефлексивности и продуктивности деятельности.

Выходя на разные уровни своего качественного состояния (экспериментальное учреждение, экспериментальная площадка, опорное образовательное учреждение, областной научно-методический центр), работа нашей общеобразовательной школы с 1992г. по 2007г. характеризовалась инновационными изменениями, которые коснулись:

  • организации учебного процесса в целом;
  • подготовки учителей к внедрению современных методов обучения и воспитания;
  • содержания образования и его гуманитаризации;
  • системы воспитательной работы.

Мы исходим из анализа таких противоречий, как:

  • между необходимостью реализации в школе развивающего обучения и отсутствием у учителя достаточных знаний и умений по этой технологии;
  • между необходимостью применения новых подходов к выбору цели методической работы, основанной на диагностике творческого потенциала учителя, и приверженностью прежним стереотипам в ее организации, далеким от адекватного выбора цели самообразования;
  • между личностно-гуманным и традиционным подходом к образованию.

Нами сформулирована стратегическая цель развития школы: обеспечить целостное развитие ученика и учителя в процессе педагогического взаимодействия. Она реализуется через:

  • совершенствование научно-методического обеспечения, обновления учебно-методического комплекса школы на основе реализации личностно ориентированного подхода к образованию;
  • обеспечение роста профессиональной (в том числе психолого-педагогической) компетентности учителей в условиях внутришкольной системы повышения квалификации в рамках данного образовательного учреждения и на основе образовательно-формирующего профессионального взаимодействия педагогов;
  • поиск новых универсальных средств развития школы, одним из которых является включенность педагогов в инновационную деятельность по определенной проблемной теме.

Названная цель и задачи развития школы реализовывались в процессе следующей научно-исследовательской работы.

I. Модульная организация образовательного процесса (1992-1996 гг.) позволила школе-гиганту с количеством учащихся в 2400 человек организовать продуктивный и комфортный образовательный процесс с использованиием составных уроков: в 5-8 классах два урока по 30 минут, в 9-11 кл. три составных урока по 30 минут. Использовалась технология Е.В.Сковина и В.М. Монахова, которая способствовала созданию условий для развития ученика в гомогенной среде - профильных классах и классах мягкой профилизации. Педагоги-исследователи разрабатывали технологические карты и дидактические модули для каждого составного урока.

II. Личностно ориентированная направленность развития школы посредством повышения профессиональной компетентности учителя (1996-2001 гг.) Целью данного исследования явилось выявление и обоснование психолого-педагогических условий деятельности образовательного учреждения, при которых обеспечивается личностно ориентированная направленность его развития, соответствующая специфика методической работы в аспекте ее личностной ориентации, реализация внешней и внутренней дифференциации, формирование готовности учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности.

III. Психолого-дидактические аспекты организации личностно ориентированного урока (2001-2005 гг.) Целью исследования было выявление и обоснование условий эффективной реализации личностно ориентированной направленности урока по разным областям знаний, разработка соответствующих научно-методических материалов. 

Многолетний опыт и успешная практика ведения поисково-исследовательской работы позволили образовательному учреждению войти в статус областного научно-методического центра; педагоги-исследователи стали лауреатами и дипломантами трех Всероссийских конкурсов (1998, 2001, 2006 гг.) исследовательских материалов, в совокупности имеют более 60 публикаций в центральных журналах «Методист», «Завуч», «Завуч начальной школы», «Школьное планирование», «Классный руководитель», «Успехи современного естествознания», в вузовских сборниках научно-методических трудов и др. Педагог школы стал победителем Всероссийского конкурса «Лучший учитель» в 2006 году. С 1994 г. успешно действует научное общество учащихся «Поиск».

Таким образом, благодаря осознанной, системной, рефлексивной деятельности педагогов-исследователей, основанной на достижениях науки и передового опыта, продиктованной потребностями и перспективами развития школы, обеспечивается позитивная динамика в развитии учащихся и профессиональная компетентность учителей в различных видах педагогической деятельности. 

Опыт развития общеобразовательного учреждения в режиме научного исследования привел также к повышению поисковой активности многих педагогов, к развитию их творческого и научного потенциала, к возникновению желания овладеть методологией научного познания, общенаучными методами системного, функционального и статистического анализа педагогической действительности, расширить свой научный кругозор. Вот почему нам представляется закономерным тот факт, что возникшая по инициативе доктора педагогических наук М.И.Лукьяновой Научная школа педагогов «АКМЕ» начала свою работу на базе нашего образовательного учреждения – научно-методического центра. На наш взгляд, на начальном этапе своей деятельности Научная школа педагогов может рассматриваться как научно-исследовательское подразделение данного инновационного образовательного учреждения, в котором развитие стало объективной необходимостью, а соединение образовательных процессов с инновационной и исследовательской работой - нормой деятельности педагогических работников, вошедших в состав Научной школы и осваивающих новые образовательные области, новые технологии. Она может быть временным (на этапе своего становления) и относительно условным структурным подразделением научно-методической службы образовательного учреждения, осуществляющим по мере необходимости исследования приоритетных проблем учебно-воспитательного процесса, профессионально-личностного развития педагогов. В этом случае деятельность Научной школы может быть направлена на разработку и отслеживание результатов реализации программ и проектов развития образовательного учреждения, а также других исследований научно-прикладного характера, принятых к реализации в рамках Научной школы в качестве приоритетных и востребованных.
Открытие Научной школы педагогов на базе научно-методического центра обусловлено следующими целевыми установками:

  • содействие развитию научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности образовательного учреждения;
  • поддержка научно-исследовательской деятельности учителей;
  • выполнение научных исследований по актуальным проблемам профессиональной, педагогической и управленческой деятельности;
  • внедрение в педагогическую практику результатов научных исследований и разработок.

Деятельность Научной школы педагогов не без оснований может рассматриваться как инновационная форма научно-методической работы с учителями и, соответственно, ставить перед собой следующие задачи:

  • анализ педагогического опыта учителей, изучение динамики их профессионально-личностного роста, процесса развития психолого-педагогической компетентности, становления и диверсификации их профессионального менталитета как фактора развития профессионализма и творчества;
  • разработка исследовательских (мониторинговых) программ, научных гипотез и концепций развития профессионализма педагога, новых педагогических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологий, направленных на достижение наивысшего уровня профессионализма и обеспечивающих профессионально-личностный рост педагогов и учащихся;
  • разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научно-исследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам – участникам Научной школы в разработке и проведении индивидуальных экспериментально-исследовательских работ.

Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»