Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
М. І. ЛУКЬЯНОВА. РОЛЬ І МІСЦЕ ШКІЛЬНОЇ ПСИХОЛОГІЧНОЇ СЛУЖБИ В ГУМАНІЗАЦІЇ ПЕДАГОГІЧНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ Й РОЗВИТКУ ПРОФЕСІЙНОЇ ГОТОВНОСТІ ВЧИТЕЛЯ ДО РЕАЛІЗАЦІЇ ОСОБИСТІСНО ОРІЄНТОВАНОГО ПІДХОДУ
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Архів номерів / Випуск №3 [2009] / М. І. Лукьянова. Роль і місце шкільної психологічної служби в гуманізації педагогічної діяльності й розвитку професійної готовності вчителя до реалізації особистісно орієнтованого підходу

УДК 378: 371: 159.99

М. И. Лукьянова

РОЛЬ И МЕСТО ШКОЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ГУМАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА

Анотація. У статті розкривається роль і місце шкільної психологічної служби в гуманізації педагогічної діяльності
Ключові слова: психологічна служба, педагогічна діяльність, особистісно-орієнтований підхід, готовність учителя

Аннотация. В статье раскрывается роль и место школьной психологической службы в гуманизации педагогической деятельности
Ключевые слова:
психологическая служба, педагогическая деятельность, личностно-ориентированный подход, готовность учителя

Abstract. Role opens In article and place of the school psychological service in humanism of pedagogical activity
Keywords:
psychological service, pedagogical activity, humanism, larval-oriented approach, readiness of the teacher

В современной системе образования огромную роль сегодня выполняет психологическая служба, чаще всего представленная в образовательном учреждении как деятельность школьных психологов (педагогов-психологов). Направления их работы многочисленны и разнообразны. Вместе с тем, как показывают полученные нами в исследовании данные, пока еще небольшой объем и перечень психологических "услуг" направлен на обеспечение деятельности педагога (наши выводы подтверждаются данными Н. В. Клюевой [3]).

В свою очередь, многими авторами сегодня отмечается потребность педагога в социально-психологическом обеспечении его профессиональной деятельности. Многие педагоги осознают необходимость работы психолога в образовательном учреждении и готовы сотрудничать с ним.

Рассматривая вопрос о психологическом обеспечении деятельности педагога следует учитывать, что профессиональная деятельность педагога стала сегодня качественно иной, поскольку учитель-предметник уже не способен удовлетворить запросы современной педагогической практики. Требуется педагог-профессионал, который является субъектом педагогической деятельности, а не носителем совокупности научных знаний и способов их передачи; ориентирован на развитие человеческих способностей, а не только на трансляцию знаний, умений, навыков.
Н. В. Клюевой определены особенности деятельности педагога, характерные для современного этапа развития образования: открытость, активность, рефлексивность, инновационная ориентированность, коллективный и социально-ориентированный характер, ценностно-смысловая насыщенность. Смысловая определенность и личностная значимость для педагога того, что он делает, ценности и смыслы, которые он реализует в работе, осознанность целей, которые ставит перед собой педагог, сущностно определяют его деятельность [3, c. 16-17]. Названные характеристики приближают учителя к освоению способов профессионального бытия в гуманитарной парадигме, делают возможной реализацию личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.

Выстраивая систему деятельности школьной психологической службы по психологическому обеспечению процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода, мы исходим из признания того, что основной целью и предназначением современной психологической службы является гуманизация целостного педагогического процесса при соблюдении принципа педагогической экологии [6]. Это означает ориентацию целей и результатов целостного педагогического процесса на ребенка как высшую ценность, изменение мировоззрения его участников на основе идей гуманизации; развитие гуманитарной культуры субъектов педагогической деятельности; восстановление на этой основе культурообразующей функции воспитателя; создание условий для природосообразного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; очеловечение отношений на основе личностно ориентированной модели взаимодействия, создающей предпосылки для развития личностей учащихся и педагогов как субъектов самосознания, деятельности и общения, проявления их творческой активности. Гуманистическая ориентация субъектов педагогической деятельности предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, овладение формами конструктивного общения и ориентацию на личностно ориентированное взаимодействие.

В нашем исследовании было определено и экспериментально доказано, что освоение учителем способов профессионального бытия в гуманитарной парадигме и формирование готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода следует рассматривать как средства гуманизации педагогической деятельности и образовательного процесса [4]. В соответствии с этим целенаправленное содействие психологической службы процессу формирования готовности учителя к личностно ориентированной педагогической деятельности является оптимальной и эффективной стратегией гуманизации образовательного процесса в школе.

Система деятельности школьной психологической службы в названном направлении выстраивалась нами на основе гуманистического и ценностно-рефлексивного подходов.

Одна из идей гуманистического подхода заключается в том, что основой образования является духовное измерение, а само образование направлено на раскрытие индивидуальности учащегося и учителя в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению и реализации своего личностного потенциала. В контексте гуманистического подхода позиция психолога по отношению к педагогу носит недирективный характер и способствует его личностному росту, который является основой профессионального развития.

Ценностно-рефлексивный подход (Н. В. Клюева) акцентирует внимание на актах осознанного отношения педагога к ценностям и смыслам профессиональной деятельности. Механизмом формирования ценностно-смыслового отношения к профессиональной деятельности определяется рефлексия, как обеспечивающая развитие фундаментальной способности педагога становиться субъектом собственной жизни и превращать ее в предмет практического преобразования. В ходе рефлексивного освоения деятельности происходит активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к новому видению ее смыслов.

Важным вопросом психологического обеспечения является выбор тех методов работы психолога с педагогом, которые способствуют формированию осознанного и осмысленного отношения педагога к своей деятельности, к выбору способов своего профессионального бытия в гуманитарной парадигме. Для психолога это означает переход из позиции исследователя в позицию, которая позволяет помочь педагогу осуществить акты осознания и осмысления ценностных оснований деятельности. Методы, которые использовались школьным психологом при работе с педагогом в контексте гуманистического и ценностно-рефлексивного подхода - описание, интерпретация, понимание, рефлексия, диалог, проблематизация.

При этом мы опирались на следующие положения [3, с. 38-39]:

1. Целенаправленная работа педагога по осмыслению и формированию ценностной основы своей деятельности способствует целостному и аутентичному бытию педагога, его ориентации на достижение ценностей творческой и личностной самореализации, на профессионально-личностное самоопределение в межпарадигмальном пространстве педагогической реальности.

2. Осознанность педагогом индивидуальной системы личностных ценностей влияет на способность педагога конструировать систему профессиональных взаимоотношений, ставить и решать задачи профессионального существования и личностного бытия.

3. Достижение конгруэнтности между личностными ценностями и декларируемыми целями и задачами профессиональной деятельности - необходимый компонент эффективного осуществления профессиональной деятельности в целом и личностно ориентированной педагогической деятельности в частности.

4. Урегулирование отношений между содержательной и процессуально-динамической сторонами мотивации создает условия для постановки и реализации педагогом целей личностно ориентированной педагогической деятельности как осознанных действий в определенных социальных и профессиональных условиях.

5. Согласованность между личностными ценностями педагога и ценностями, регулирующими деятельность школы как социальной организации, приводит к созданию личностно-развивающей профессиональной среды, условий для личностно ориентированного взаимодействия и для конструктивной работы.

Возможность и необходимость непосредственного участия школьной психологической службы в процессе освоения педагогом личностно ориентированного подхода предопределяется тем, что психология "встроена" в деятельность педагога. Деятельность учителя во многом зависит о того, каковы его представления о пространстве профессионального бытия, механизмах педагогического общения, природе психологических особенностей учащихся и др. Любая образовательная практика, включая отдельные воспитательные действия конкретного педагога, опирается на психологические взгляды разной степени оформленности и осознанности.

Анализ результатов деятельности центров психологической поддержки в системе образования (Е. И. Казакова), проектирование социальной системы психологического сопровождения профессиональной карьеры (Ю. М. Забродин) и профессионального самоопределения (Л. М. Митина, Н. С. Пряжников), анализ традиций взаимодействия психолога и педагога, выявление тенденций в практике работы психолога образования с педагогами (М. Р. Битянова, Н. В. Клюева, Л. В. Овчарова) привели нас к необходимости обращения к методу психологического сопровождения.

Спектр психологических проблем, возникающих в процессе реализации учителем личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности, чрезвычайно широк. Их решение потребует длительных и разнообразных контактов психолога с педагогом школы. Метод психологического сопровождения позволит обеспечить интеграцию усилий всех участников образовательного процесса, содействовать усилению личностно-развивающего потенциала профессиональной среды.

В логике системно-ориентационного подхода сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение проблем развития сопровождаемого наиболее позитивным (эффективным) способом в процессе профессиональной деятельности.

Системообразующим признаком психологического сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности является характер противоречия между наличием у учителя проблемы, требующей решения, и его способностью к ее разрешению.

Сущность психологического сопровождения – поддержка учителя, которая обеспечивает возможность выбора. Приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта педагогической деятельности позволяет нам определить психологическое сопровождения как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом педагогической деятельности оптимальных решений в различных ситуациях профессионального выбора. Смысл сопровождения состоит в том, чтобы помочь педагогу достичь тех целей, которые он ставит перед собой, реализовать те ценности, которые он признает, освоить те способы деятельности, которые он считает интересными и значимыми.

Позиция сопровождения отличается от позиции руководства, когда человеку даются прямые указания, и от позиции "замещения", когда психолог показывает учителю, как ему надо действовать. Позиция сопровождения связана с прояснением основных ценностей, смыслов и целей педагога и совместным поиском путей и средств их достижения.

В нашем исследовании содержанием психологического сопровождения становится совместная деятельность психолога и педагогов, в ходе которой возникает и оформляется решение той или иной проблемы в аспекте реализации личностно ориентированного подхода. Это решение является результатом общей работы, которая имеет значение как для учителя, так и для психолога. Психологическое сопровождение предполагает процесс интеллектуального, эмоционального, энергетического обмена, в котором происходит формирование готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода.

Необходимо обратить внимание на то, что носителем любой педагогической проблемы в процессе освоения личностно ориентированного подхода является не только конкретный учитель, но и его непосредственное профессиональное окружение. Любая проблемная ситуация в развитии ребенка и в том числе в профессиональном развитии педагога создается несколькими участниками – субъектами педагогической деятельности. Поэтому задача специалиста по сопровождению (школьного психолога) состоит в организации усилий всех заинтересованных лиц пo гармонизации положения дел. Исходя из такого понимания, психологическое сопровождение может быть направлено как на основного "носителя" проблемы, так и на представителей его окружения. Направленность взаимодействия, таким образом, будет определять разные виды сопровождения.

В системе деятельности школьной психологической службы по психологическому сопровождению процесса формирования у учителя готовности к реализации личностно ориентированного подхода нами выделяются два вида сопровождения: индивидуально-ориентированное и системно-ориентированное.

Индивидуально-ориентированное coпровождение направлено на решение конкретных проблем конкретной личности. Смысл индивидуально-ориентированного сопровождения состоит в переводе уникальной ситуации учителя в профессионально-личностное благополучие. Итогом индивидуально-ориентированного сопровождения становится сформированность готовности к реализации личностно ориентированного подхода к педагогической деятельности у конкретного учителя.

Системно-ориентированное сопровождение предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы людей – всего педагогического коллектива в целом. Достигается коллективная готовность к реализации личностно ориентированного подхода в деятельности учителей конкретного образовательного учреждения.

Выделяются следующие группы основных проблем, решаемых в процессе психологического сопровождения:

1. Определение образовательно-профессионального пути педагога в освоении личностно ориентированной деятельности.

2. Овладение базовым процессом деятельности (процессом личностно ориентированного обучения, процессом профессиональной деятельности).

3. Овладение практикой (опытом) личностно ориентированного взаимодействия и взаимопонимания.

4. Сохранение психологического здоровья.

5.Овладение дополнительными процессами, обеспечивающими реализацию личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности (структурирование свободного времени, культура отдыха и т.п.).

В процессуальном плане психологическое сопровождение можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:

– проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее “истории” и потенциальных сил ее носителей;

– информационный поиск методов, способов и средств, которые могут помочь решить проблему в контексте личностно ориентированного подхода;

– обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными субъектами педагогической деятельности и выбор наиболее целесообразного пути решения;

– оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самими сложными (М. Р. Битянова, Е. И. Казакова, А. Л. Лихтарников, М. М. Семаго, и др.).

Для психологического сопровождения процесса формирования у учителя готовности к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности характерны следующие основополагающие организационные принципы:

– комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы профессионально-личностного развития педагога как субъекта педагогической деятельности;

– равнозначность программ психологического сопровождения учителя и организационно-формирующего взаимодействия в рамках внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности в процессе освоения личностно ориентированного подхода;

– гарантия непрерывного психологического сопровождения учителя на всех этапах процесса формирования его профессиональной готовности к реализации личностно ориентированного подхода;

– необходимость существенного информационного и диагностического обеспечения процесса психологического сопровождения на всех этапах формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.

Психологическое сопровождение процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода имеет следующую логику осуществления и этапность. На первом этапе психологом и учителем фиксируется ситуация осознания характера своего взаимодействия с учащимися, его соответствия требованиям личностно ориентированного подхода через состояния, оценки, мысли, чувства, образы. На втором этапе происходит выработка своей личностно ориентированной позиции: определение ценностей, основных смыслов и средств педагогической деятельности в рамках гуманитарной парадигмы. На третьем этапе учитель сам начинает выстраивать развивающие, личностно ориентированные ситуации, вовлекая в этот процесс других коллег.

Каждый из этих этапов существует в контексте психологического сопровождения, и в этом плане психологическое сопровождение становится в рамках локальной профессиональной среды важным условием эффективности формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.

Важным моментом в оценке необходимости создания и развития системы психологического сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода является вопрос о критериях ее эффективности. Следует признать, что на сегодня еще не сложились общие представления о критериях эффективности данной деятельности, так как не сложилась еще система деятельности школьной психологической службы по данному направлению. Считаем возможным таковыми считать:

– востребованность услуг школьной психологической службы по данному вопросу (показатели: количество и содержание обращений к специалистам по соответствующей проблематике);

– рост числа удачно решенных проблем в сравнении с количеством проблем, решить которые не удалось.

В качестве критериев эффективного психологического сопровождения также мы выделяем следующие:

а) самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности педагога;

б) доминирование в структуре педагогической деятельности действий учителя, направленных на профессиональное самообновление, изменение своих способов работы в направлении гуманизации педагогической деятельности;

в) постановка и решение учителем по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач в аспекте освоения личностно ориентированного подхода;

г) способность учителя воспринимать различные проявления профессиональной среды как предпосылки своего профессионально-личностного развития;

д) активная включенность педагога в образовательно-формирующее взаимодействие в рамках профессиональной среды как проявление личной ответственности за процесс и результаты формирования готовности к реализации личностно ориентированного подхода.

В качестве косвенных критериев эффективности нами называются: рост удовлетворенности субъектов педагогической деятельности качеством и уровнем оказанной профессиональной помощи, снижение конфликтности, повышение общего уровня успешности в реализации личностно ориентированного подхода. Совмещение процессуальных характеристик и результативных параметров, среди которых базовым выступает решение конкретной профессионально-личностной проблемы учителя, обретение им опыта личностно ориентированного взаимодействия, видимо, и может стать основой для оценки качества психологического сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности.

Таким образом, под психологическим сопровождением понимается специальный вид профессиональной помощи учителю, направленной на освоение им личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности и преодоление различных проблем профессионально-личностного развития.

Основная комплексная программа психологического сопровождения включает в себя: системно-комплексную психолого-педагогическую диагностику готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода и эффективности процесса ее формирования; психологическое обеспечение внутришкольной системы повышения психолого-педагогической компетентности учителя; психологическое обеспечение поисково-исследовательской и экспериментальной работы педагогического коллектива школы; организацию опыта личностно ориентированного взаимодействия педагогов школы в условиях профессиональной среды.

Дополнительные программы психологического сопровождения играют вспомогательную роль в системе деятельности школьной психологической службы, усиливают комплексное влияние основной программы посредством конкретизации отдельных аспектов личностно ориентированного образования, но их реализация существенно обогащает и ускоряет процесс формирования у учителя готовности к реализации личностно ориентированного подхода, позволяет подчеркнуть ценностную установку психологического сопровождения – объектом психологического влияния являются целостная личность и здоровая психика. Нами предлагаются три дополнительные программы психологического сопровождения: программа супервизорской поддержки, программа освоения терапевтического общения и программа сохранения психологического здоровья. Каждая их них обладает выраженной целевой и содержательной самостоятельностью.

Программа супервизорской поддержки акцентирует внимание на проблемах профессиональной деятельности учителя.

Супервизорство как поддерживающая, сопровождающая техника основана на личном профессиональном опыте педагога, формирующемся в процессе освоения им профессиональной деятельности и проектирования своего профессионального пути. Супервизия имеет своей целью развитие знаний, навыков и умений, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности педагога. В процессе супервизии учитель получает возможность рефлексировать и интегрировать свои личные способы реагирования, объективные знания, субъективный опыт и конкретные педагогические ситуации для совершенствования своей профессиональной деятельности. В ходе супервизии учитель может осознать, как он работает, находясь в данной педагогической ситуации и являясь при этом конкретным человеком со своими собственными способами поведения и непосредственным субъективным опытом, а также с определенными профессиональными знаниями, навыками, умениями и опытом.
Основная функция психолога как супервизора заключается в консультировании обучающегося педагога, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение в аспекте реализации личностно ориентированного подхода. Содержание работы психолога в данном случае определяется пониманием супервизии как формы консультирования и, соответственно, позиции супервизора как позиции консультанта, отличающейся от позиции учителя, контролера. Специфика работы супервизора при определении содержания программы поддержки учителя при формировании его готовности к реализации личностно ориентированного подхода основывается на выявлении и систематизации опыта личностно ориентированного взаимодействия педагога. Психолог совместно с педагогом выделяют и формулируют требующие разрешения вопросы и проблемы. Важным моментом является опора на профессиональный опыт личностно ориентированного взаимодействия самого супервизора.

Следует подчеркнуть, что супервизия не является способом контроля за профессиональной деятельностью учителя, а представляет собой обучение посредством консультирования. Материалом для консультирования в процессе супервизии являются:

1) проблемы самопонимания и самовосприятия (собственные личностные особенности, способы поведения и реагирования и их влияние на профессиональную деятельность в целом и на успешность реализации личностно ориентированного подхода, отношение к себе в профессиональной деятельности);

2) творческие знания и профессиональные действия (осознание того, какие теоретические, практические и личностные установки и особенности определяют позицию учителя в его профессиональной деятельности (а именно - личностно ориентированную позицию), почему используются или не используются те или иные теоретические и методические подходы), процесс самостоятельного развития теоретических знаний и практических приемов в аспекте реализации личностно ориентированного подхода;

3) взаимоотношения с учащимися, характер общения на уроке;

4) формальные и организационные вопросы личностно ориентированной педагогической деятельности;

5) отношения с коллегами в процессе освоения личностно ориентированного подхода (проблемы обособления, изоляции, зависимости, образовательно-формирующего взаимодействия в условиях локальной профессиональной среды).

Супервизия может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Индивидуальная супервизия предполагает работу с одним супервизируемым. Важным условием в индивидуальной супервизии является высокая степень идентификации и непосредственная включен¬ность супервизора (психолога) в работу супервизируемого учителя. Групповая супервизия предполагает работу одного психолога как супервизора одновременно с несколькими педагогами (обычно 4-7 человек). Преимущество этой формы в том, что в группе представлен более широкий опыт личностно ориентированного взаимодействия, имеется обратная связь, а это способствует развитию действенной профессиональной идентичности.

Вторым компонентом сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в системе деятельности школьного психолога мы рассматриваем программу сохранения психологического здоровья учителя.

Считаем необходимым рассматривать этот вопрос в контексте гуманизации образования и педагогической деятельности. Сохранение психологического здоровья учителя и его способность к профессиональному самосохранению являются, на наш взгляд, важными условиями успешной реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности. Выражая это суждение, мы опираемся на теорию самоактуализации А. Маслоу и его описание самоактуализирующегося человека как модели оптимального психического здоровья [7, c. 494-495], а также на теорию личности К.Роджерса и его представления о "полноценно функционирующем" человеке [7, c. 548-551], на те акценты, которые рассматриваются в гуманистической психологии относительно психологического здоровья человека.

Назовем основные аргументы в пользу подтверждения тезиса о том, что реализация личностно ориентированного подхода возможна лишь тем учителем, который принимает необходимость сохранения и укрепления своего психологического здоровья как ценность, как фактор и условие своего профессионально-личностного развития и профессионального долголетия.

Во-первых, психологическое здоровье предполагает понимание себя как индивидуальности, самобытности и при внесении изменений в свою жизнь (в профессию) способность действовать не вопреки своей индивидуальности, а в соответствии с ней. Технология реализации личностно ориентированного подхода включает в себя выработку и учет индивидуального стиля деятельности, выбор учащимся своего способа познания в соответствии со своими личностными особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями.

Во-вторых, позитивная Я-концепция учителя, поддержание у себя позитивного “образа Я” как профессионала, способность делать акценты на своих достижениях и положительных качествах - все эти характеристики как важные составляющие психологического здоровья учителя определяют возможность и готовность учителя поддерживать и развивать таковые же характеристики в своих учениках, что в целом базируется на признании и принятии Личности как ценности в двух ее ипостасях: “Я-ценность” и “Другой-ценность”. Ценность себя как Личности соотносится с уровнем профессионального самосознания учителя (самоотношение, самоуважение, самопринятие, аутосимпатия, адекватность самооценки) и с уровнем готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода.

В-третьих, активная позиция в профессиональной жизни, реализация своего личностного потенциала в целом, а также в частности субъектная позиция в освоении личностно ориентированного подхода характеризует здоровую, "полноценно функционирующую" личность (К. Роджерс). Актуализация и развитие субъектной позиции ученика, как известно, является основным предназначением личностно ориентированного подхода в образовании.

В-четвертых, в нашем исследовании была выявлена зависимость степени готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода от характера и направленности мотивов профессиональной деятельности. Выбор учителем способов своего профессионального бытия и постоянное самоопределение в межпарадигмальном пространстве педагогической реальности непременно характеризуется "борьбой мотивов" и довольно часто выработкой дополнительного мотива поведения. Л. П. Гримак указывает нам на связь этого сложного процесса с проблемой психологического самочувствия: "Собственный убедительный и конкретный мотив становится лучшим стимулом для деятельности, ведущей к психологическому равновесию" [1, c. 170]. Вот почему для нас является закономерным и обоснованным тот факт, что структурно-функциональная характеристика профессиональной готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности содержит в себе многие составляющие, которые следует одновременно считать и показателями психологического здоровья учителя (например, сформированность потребности в самоактуализации, преобладание мотивации стремления к достижениям и внутреннего локуса-контроля, сформированность таких гуманистических ценностей как Личность, Познание, Ответственность).

Цели программы сохранения и укрепления психологического здоровья учителя как компонента психологического сопровождения формирования готовности к реализации личностно ориентированного подхода состоят в следующем: формирование способности и сохранение психо-физиологических возможностей к собственному развитию в профессионально-личностной сфере, к созданию мотивов и интереса "быть здоровым"; формирование установки учителя на здоровье как на основу своего профессионального долголетия и благополучия, как на условие успешной реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности; сохранение и укрепление своей "профессиональной и личностной целостности" (А.К.Маркова), развитие именно тех ее качеств, которые необходимы и востребованы в современном обществе и обеспечивают реальную самоактуализацию педагога [5, c. 242].

Третьей дополнительной программой психологического сопровождения процесса формирования готовности учителя к реализации личностно ориентированного подхода является программа освоения терапевтического общения.

Исходным положением программы освоения терапевтического общения мы рассматриваем утверждение о том, что современный учитель должен быть готов к выполнению психотерапевтической функции [2] . Выполнение учителем роли психотерапевта по многим принципам становится неизбежным, поскольку связано с изменениями в содержании и организации педагогической деятельности на современном этапе развития образования, значительным расширением профессиональных ролевых позиций педагога (фасилитатор, консультант, исследователь, эксперт и др.) в связи с постановкой новых педагогических задач, ранее не свойственных образовательному процессу. Главная из них - оказать детям помощь в их социальной адаптации. Поэтому в культуре личностно ориентированного педагогического взаимодействия считаем правомерным рассмотрение феномена "терапевтическое общение".

В программу освоения терапевтического общения нами были разработаны и включены основные аспекты (составляющие) терапевтического поведения. Назовем их:

– содействие самораскрытию ребенка, его творческому самовыражению как поощрение его индивидуальности и неповторимости, активности и инициативности, как принятие его чувств, состояний, трудностей, выражение эмпатии;

– демонстрация педагогического оптимизма как выражение веры в ребенка, стремление к позитивному толкованию его поступков, опора на способность к конструктивному использованию своих возможностей;

– овладение саногенным мышлением (А. Б. Орлов) – таким, которое способствует оздоровлению психики, снятию в ней внутренней напряженности, устранению прежних обид, комплексов, повышению уверенности, развитию способности управлять своими эмоциями;

– оказание психологической поддержки и помощи в психотравмирующих ситуациях, защита ребенка от психологического давления и насилия, создание психологически безопасной среды;

– формирование способности к самозащите, зрелости самозащитных тенденций на основе утверждения чувства собственного достоинства, самоуважения и позитивного образа Я.

Итогом работы по данной программе должны быть: способность педагога обеспечивать в образовательном процессе такое взаимодействие, которое помогало бы учащимся справляться с негативными влияниями стрессогенных факторов среды и находить в себе резервы и возможности воплощать в реальной деятельности свой личностный потенциал. Важно, чтобы и сами учащиеся постепенно овладевали терапевтическим общением и были бы готовы обеспечить его в процессе взаимодействия друг с другом, с педагогами, с другими людьми.

Итак, изучение проблемы психологического сопровождения, его теоретико-методологических основ, содержания, психологических методов и принципов осуществления, разработка организационной формы его функционирования позволили определить следующее:

– Психологическое сопровождение - это комплексный метод, обеспечивающий условия для принятия оптимальных решений субъектами педагогической деятельности в различных ситуациях профессионального взаимодействия в процессе освоения учителями личностно ориентированного подхода.

– Предлагаемая система психологического сопровождения нацелена на эффективное содействие процессу формирования у учителя профессиональной готовности к реализации личностно ориентированного подхода, охватывает весь этот процесс.

– Основными направлениями сопровождения выступают обучение выбору способов профессионального бытия в гуманитарной парадигме, создание ориентированного поля профессионально-личностного развития и укрепление внутреннего Я (целостности) педагога.

– Формами реализации модели сопровождения и поддержки являются мониторинг освоения личностно ориентированной деятельности как информационная основа и психологическое образование как поддерживающая и личностно-развивающая среда.

– Технология психологического сопровождения относится к сфере психологических услуг; примером организационной формы предоставления таких психологических услуг выступает школьная психологическая служба, выполняющая роль центра сопровождения личностно ориентированной деятельности педагога.

Литература

  1. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989.
  2. Калинина Н. В. Учитель как психотерапевт //Психологические знания в помощь учителю: Сборник научно-методических трудов / Под ред. М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. – Вып. 3. – С.3-13.
  3. Клюева Н. В. Социально-психологическое обеспечение деятельности педагога (ценностно-рефлексивный подход): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. – Ярославль, 2000.
  4. Лукьянова М. И. Готовность учителя к реализации личностно ориентированного подхода в педагогической деятельности: концепция формирования в условиях профессиональной среды: Монография. – Ульяновск, 2004.
  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996.
  6. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997.

   

© М. И. Лукьянова, 2009.
Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»