Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
М. І. ЛУКЬЯНОВА. УНІВЕРСАЛЬНИЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГІЧНОГО МИСЛЕННЯ ЯК КОМПОНЕНТА ПРОФЕСІЙНОЇ КОМПЕТЕНТНОСТІ МАЙБУТНЬОГО ФАХІВЦЯ
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

ПЕДАГОГІЧНІ ВИДАННЯ / е-журнал «Педагогічна наука: історія, теорія, практика, тенденції розвитку» / Поточні номери журналу та їх автори / Випуск №4 [2010] / М. І. Лукьянова. Універсальний характер педагогічного мислення як компонента професійної компетентності майбутнього фахівця

УДК 378.674

М. И. Лукьянова

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Анотація. У статті обґрунтовується необхідність формування педагогічного мислення в студентів класичного університету, доводиться цінність педагогічного мислення для будь-якого фахівця. Сформованість педагогічного мислення розглядається як фактор, здатний забезпечити студентам високий рівень професійної підготовки, вирішити завдання їх всебічного розвитку, підготувати до успішної взаємодії й співробітництва в різних сферах життєдіяльності після закінчення класичного університету.
Ключові слова: педагогічне мислення, універсальність, педагогічне знання як універсальна цінність.

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования педагогического мышления у студентов классического университета, доказывается ценность педагогического мышления для любого специалиста. Сформированность педагогического мышления рассматривается как фактор, способный обеспечить студентам высокий уровень профессиональной подготовки, решить задачу их всестороннего развития, подготовить к успешному взаимодействию и сотрудничеству в различных сферах жизнедеятельности после окончания классического университета.
Ключевые слова: педагогическое мышление, универсальность, педагогическое знание как универсальная ценность.

Abstract. In article is motivated need of the shaping the pedagogical thinking by student of the classical university, is proved; proven value of the pedagogical thinking for any specialist. Created pedagogical thinking is considered as factor, capable to provide the student high level training, solve the problem their all-round development, prepare to successful interaction and cooperation in different sphere of vital activity after completion of the classical university.
Keywords: pedagogical thinking, versatility, pedagogical knowledge as universal cost.

Постановка проблемы формирования педагогического мышления у будущих специалистов в период их профессиональной подготовки во многом предопределена процессом интеграции гуманитарного знания в современной системе образования.

Вместе с тем считаем необходимым и возможным вопрос о значимости формирования у студентов педагогического мышления рассматривать через призму его универсальности как компонента профессиональной компетентности будущего специалиста.

Смысл и ценность формирования педагогического мышления нам видится, прежде всего, в его непосредственном влиянии на уровень общей и профессиональной культуры, на уровень педагогической и в целом профессиональной компетентности будущего специалиста. Вот почему идея педагогизации классического университетского образования постепенно закрепляется в системе профессиональной подготовки.

В чем же ценность педагогического мышления для современного профессионала, любого специалиста?

Во-первых, сформированность педагогического мышления способствует установлению социальной (в том числе профессиональной), этнической, политической, конфессиональной идентичности. Педагогика, которая имеет не только социальную, но и гуманитарную составляющую в своем предметном поле, способствует осмыслению человеком своего места в обществе, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия.

Во-вторых, значимость педагогики связана с широким смыслом этого понятия – не только как специальной сферы жизни общества, когда имеется в виду передача накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, но и как ценностной, нормативной и символической составляющей содержания любой другой сферы деятельности людей. Именно это имеется в виду, когда говорят о культуре взаимоотношений и взаимодействия, о культуре научения (коучинга), информационной культуре и т.п., то есть речь в данном случае идет о владении любым специалистом педагогическими методами и приемами.

Социально-научное и гуманитарное знание, безусловно, влияет на уровень профессиональной культуры, оно выступает важной структурной составляющей компетентности любого специалиста, позволяет минимизировать негативные социальные и нравственные последствия в процессе деятельности, актуализирует человеческий, а не только узкопрофессиональный её смысл. Соответственно, педагогическое мышление позволяет овладеть педагогическим знанием как универсальной ценностью.

Следовательно, педагогика «не для педагогов», помимо расширения общекультурного диапазона личности, ставит задачу определения основных критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности, а овладение педагогической компетентностью способствует освоению технологий конструктивного служебного взаимодействия, создает базу для успешности профессиональной коммуникации в любой сфере. Овладение педагогическим мышлением позволит определять проблемное поле во взаимоотношениях людей, в определенных ситуациях взаимодействия и конструктивно принимать осмысленные решения, прогнозировать возможные последствия, что значимо и важно для специалиста любой сферы.

Далеко не все студенты классического университета планируют в будущем осуществлять преподавательскую (то есть педагогическую) деятельность. Однако практика показывает нередкость такого явления и очевидность того, что можно быть хорошим специалистом в определенной сфере деятельности, но не уметь научить этому других.

Многие исследователи считают, и мы солидарны с ними в этом мнении, что классические университеты на сегодняшнем этапе модернизации системы образования России могут и должны стать одной из баз подготовки и переподготовки педагогических кадров региона по проблемам высшего, среднего и начального профессионального образования. Имеются в виду вопросы планирования, управления, психологической и социологической подготовки, оценки знаний, углубленной специальной языковой работы и др. Это позволит учебным заведениям региона поддерживать необходимый уровень квалификации кадров.

Наше исследование выявило несколько подходов, объясняющих необходимость формирования педагогического мышления у студентов классического университета.

Первый подход ориентирован на общее развитие студентов. Данный подход апеллирует к следующему полаганию: поскольку всем людям в жизни при-ходится занимать время от времени педагогическую позицию, то педагогические знания и способности нужны не только профессиональным педагогам. Многие специалисты в повседневной и профессиональной деятельности периодически вынуждены выступать в роли педагога, и поэтому им необходимо знать педагогические законы, принципы, вытекающие из них, и применять их в практической деятельности осознанно, осмысленно, продуктивно.

Именно в рамках данного подхода ставятся образовательные цели общего характера. Например, такие как повышение общей и психолого-педагогической культуры будущего специалиста, формирование целостного представления о психологических особенностях человека как фактора успешности его деятельности, формирование умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий, самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности, самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных и профессиональных трудностей.

Второй подход ориентирован на концептуально-инструментальную подготовку к будущей практике преподавания в системе образования как возможному варианту развития профессиональной деятельности. Предполагается не только более полный объем дисциплин, обеспечивающий будущему преподавателю минимальную современную грамотность в этой области, но и конкретизация педагогической профессиональной подготовки за счет ориентированности на вполне определенные виды деятельности. Последнее подразумевает расширение вариативной составляющей и может реализовываться посредством обучения по индивидуальным образовательным программам или через курсы по выбору, а также посредством ориентации на целенаправленное формирование у студентов классического университета педагогического мышления в рамках нескольких преподаваемых дисциплин.

И, наконец, третий подход ориентирован на профессиональную подготовку преподавательских кадров в высших непедагогических учебных заведениях (в т.ч. и в классических университетах) для лицеев, гимназий, школ, учреждений среднего и высшего профессионального образования. Эта подготовка осуществляется на базе основной образовательной программы высшего профессионального образования, государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника вуза, для получения дополнительной квалификации «Преподаватель».

На наш взгляд, значимость формирования педагогического мышления высока не только для студентов непедагогического вуза, получающих дополнительную педагогическую квалификацию, но и для студентов классического университета, многие из которых в дальнейшем окажутся причастными к педагогической деятельности в учреждениях общего среднего, начального и высшего профессионального образования.

Возможность формирования педагогического мышления у студентов классического университета во многом предопределена активным развитием педагогического знания.

Полученные результаты в развитии теоретических основ отдельных отраслей педагогики привели к тому, что ее диапазон в структуре гуманитарного образования за последние десятилетия существенно расширился.

Педагогика, пройдя многовековой путь от простых мыслей о воспитании до самостоятельной науки о воспитании, продолжает активно развиваться. Если со времен Я.А. Коменского до середины прошлого века ее развитие шло по так называемому «линейному» принципу, то cо второй половины века, педагогика начинает очень интенсивно развиваться по «радиальному» принципу.

Это означает, что в течение трех веков теоретические основы педагогики постоянно расширялись, пополняясь новым содержанием. Но уже в прошлом веке педагогика резко меняет траекторию развития. Из традиционной педагогики стали вырастать самостоятельные отрасли. Диапазон отраслей педагогики за пятьдесят с небольшим лет расширился от ясельной до педагогики высшего образования. Важно заметить, что каждая отрасль педагогики уже представлена своим категориальным аппаратом, объектом и предметом исследования.

Так например, новый уровень развития педагогической науки отражается в содержании новых учебников по педагогике, которые существенно отличаются от содержания учебников 70-80 годов прошлого века. Если прежние учебники были выстроены по классической структуре: общие основы педагогики, теория воспитания, теория обучения (дидактика) и школоведение, то в содержании современных учебников представлены результаты последних достижений в области теории педагогики (делается педагогический обзор наиболее востребованных технологий обучения, предлагается материал об инновациях в образовании с учетом мирового опыта, выделяются в самостоятельную главу вопросы семейного воспитания и др.). Соответственно, содержание педагогических учебных пособий нового поколения многофункциональное, так как ориентировано не только на специалистов, которые придут в образование, но и на всех остальных.

Современная педагогика – это многоотраслевая наука, занимающаяся теоретическими проблемами обучения, воспитания и образования человека на протяжении всей его жизни.

Следует особо подчеркнуть, что современному человеку педагогические знания действительно необходимы в течение всей жизни, независимо от его профессиональной деятельности. Очевидно то, что возрастает роль педагогики и для всего нашего общества в связи с постоянно расширяющимися взаимоотношениями между людьми. Педагогика, традиционно обслуживая все уровни образования, и в настоящее время востребована людьми, занимающимися научной, производственной, экономической, общественной, управленческой деятельностью. Также без педагогики невозможно развивать современную семью, строить взаимоотношения поколений.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что педагогическое знание приобрело универсальный характер. А это, в свою очередь, позволяет говорить о необходимости формирования педагогического мышления как значимого компонента профессиональной компетентности будущего специалиста любой сферы деятельности.

Согласимся с мнением тех ученых, которые считают, что современному российскому обществу необходим такой специалист с высшим образованием, который в совершенстве подготовлен к профессиональной деятельности, склонный к самосовершенствованию, умеющий творчески поступать в различных жизненных и производственных ситуациях, способный сотрудничать в команде и принимать конструктивные решения на основе адекватного анализа проблемной ситуации.

Сказанное позволяет сделать правомерный вывод о том, что специфика преподавания педагогики как учебной дисциплины в классическом университете, определена самим статусом данного типа высшего профессионального образовательного учреждения. Фундаментализм – один и ведущих принципов построения образовательного процесса в университете, предполагает высокий научный уровень изучаемых дисциплин.

Педагогика не является исключением в этом плане. Поэтому содержание лекций и семинарских занятий должно соответствовать современному уровню развития педагогической науки, обеспечивать у студентов полное представление о сложной многовековой истории развития педагогического знания и ориентировать их на развитие педагогического мышления как компонента профессиональной компетентности будущего специалиста.

В этой связи следует подчеркнуть значимость организации такого образовательного процесса в классическом университете, в рамках которого преподавание любой учебной дисциплины (в том числе и иностранного языка) обеспечивало бы в определенной мере содействие формированию педагогического мышления студентов как компонента профессиональной компетентности.

Необходимо повысить у студентов интерес и мотивацию к педагогическим знаниям за счёт организационно-методического совершенствования процесса преподавания разных учебных дисциплин (в том числе и иностранного языка).

Например, при чтении лекционных курсов, наряду с классическими лекциями, лекцией-монологом, проблемной лекцией, следует использовать и неклассические лекции, признанные педагогической наукой. Это лекция – визуализация, лекция – пресс-конференция, лекция – провокация, лекция вдвоем и другие. Использование различных видов лекций в процессе преподавания различных изучаемых в вузе предметов позволяет внести разнообразие в процесс обучения студентов, поддержать их высокую активность на всех лекционных занятиях, ослабить влияние отрицательных сторон лекции как вида теоретического занятия, включать элементы самостоятельной работы непосредственно в аудитории.

Не менее творчески следует подойти к проведению семинарских занятий. Не пренебрегая классической формой семинара, на котором раскрывается содержание запланированных вопросов по конкретной теме, следует практиковать семинары по обсуждению научной проблемы, передового педагогического опыта и др. Большим дидактическим и воспитывающим потенциалом обладает семинар-дискуссия. Вопросно-ответная процедура, которая является «ядром» такого семинара, позволит студентам приобретать умение формулировать различные типы вопросов и ответов, логически мыслить, развивает их коммуникативные способности.

Опыт показывает, что большой интерес у студентов вызывает решение педагогических задач, в основе которых конфликтная ситуация психолого-педагогического характера. Оперативное решение с целью снятия остроты конфликта, или отсроченное решение, связанное с разработкой системы мер, предотвращающих возникновение подобной ситуации в будущем, способствуют приобретению студентами ценного практического опыта, в будущем востребованного в любой профессиональной деятельности. Ролевое решение педагогических задач позволит включать студентов в предметно-профессиональную деятельность. Приобретенный в итоге практический опыт в процессе многоуровневого решения педагогических задач способен оказать студентам большую помощь в построении конструктивного взаимодействия.

Следовательно, педагогические знания являются одним из важных компонентов гуманитарного образования студентов всех факультетов, а педагогическое мышление выступает как компонент профессиональной компетентности будущих специалистов в силу своей универсальности. Сформированность педагогического мышления призвана обеспечить студентам высокий уровень профессиональной подготовки, решить задачу их всестороннего развития, подготовить к успешному взаимодействию и сотрудничеству в различных сферах жизнедеятельности после окончания классического университета.

  

© М. И. Лукьянова, 2010.
Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»