Портал засновано за підтримки Донецького обласного благодійного Фонду сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям (свідоцтво про Держреєстрацію № 402, видане 04.11.2008 р. Головним управлінням юстиції у Донецькій області, свідоцтво про Держреєстрацію серія А00 № 729147, видане 11.11.2008 р. Слов'янським міськвиконкомом). Портал зареєстровано Держкомітетом з інформатизації України 16.10.2009 р. (лист № 1737/05-09) як електронний інформаційний ресурс.
УКР
РУС
 
ПОЛОЖЕННЯ ПРО АВТОРСЬКУ НАУКОВУ ШКОЛУ ПЕДАГОГІВ «АКМЕ»
 
  Версия для печати

ВХІД             Реєстрація

Наукова школа педагогів «АКМЕ» / Положення про авторську наукову школу педагогів «Акме»

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АВТОРСКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЕ ПЕДАГОГОВ «
АКМЕ»

(руководитель - доктор педагогических наук, профессор М. І. Лукьянова )

1. Общие положения

1.1. Научная школа педагогов – добровольное творческое, научное объединение учителей, стремящихся совершенствовать и расширять свои знания в области педагогической науки, преподаваемого учебного предмета, развивать свой интеллект и профессиональное самосознание, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством ученого.

1.2. Научная школа педагогов формируется для решения актуальных задач обеспечения профессионально-личностного развития педагогов, повышения их психолого-педагогической компетентности, формирования профессионального самосознания, развития творческого и научного потенциала педагогического коллектива, освоения основ научно-педагогической деятельности.

1.3. Научная школа педагогов объединяет в себе две социально-научные формы организации исследовательской и образовательной деятельности учителей на послевузовском этапе, обеспечивая им постепенное и целенаправленное «вхождение в науку» посредством реализации двух основных функций – образовательной и исследовательской.

Образовательная функция ориентирована на воспроизводство научных кадров через обучение педагогов основам научной деятельности, расширение их научного кругозора.

Исследовательская функция Научной школы педагогов ориентирована на совместную исследовательскую деятельность по программе автора школы и под его руководством.

1.4. Авторская Научная школа педагогов территориально размещается в Ульяновском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, при необходимости может организовывать свою деятельность на базе инновационных образовательных учреждений.

1.5. Научная школа педагогов осуществляет научно-исследовательскую и экспериментальную работу в естественных условиях профессиональной деятельности ее участников на основе интеграции образовательного процесса с научным исследованием, обязательно планируемым (проектируемым), управляемым и контролируемым.

Научно-исследовательской, опытно-экспериментальной считается деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности педагогов и учащихся.

1.6. Авторская Научная школа способствует формированию и утверждению личностно ориентированной развивающей педагогики, формирует с помощью новых образовательных технологий новый тип массовой педагогической практики и одновременно является экспериментальной площадкой для подготовки педагогов-исследователей, учителей-экспериментаторов, научно-педагогических кадров.

1.7. Деятельность Научной школы педагогов строится на основе Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании", решений правительства РФ, региональных и территориальных органов управления образованием, Конвенции о правах ребенка, настоящего Положения.

2. Цели, задачи, принципы и содержание деятельности

2.1. Научная школа педагогов объединяет в себе двойное целевое назначение – во-первых, она рассматривается как средство и форма развития педагогической науки; во-вторых, она выступает как условие и средство развития (активизации) инновационной деятельности педагогов образовательных учреждений.

2.2. Целями создания и деятельности Научной школы педагогов как научного сообщества являются:

  • овладение методологией научного познания;
  • подготовка научно-педагогических кадров;
  • формирование профессиональной готовности учителя к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
  • углубленное изучение теоретических и методологических основ психолого-педагогического исследования, педагогических систем, процессов, явлений;
  • овладение общенаучными методами системного, функционального и статистического анализа педагогической действительности, расширение научного кругозора;
  • реализация совместной исследовательской деятельности по программе автора школы и под его научным руководством.

2.3. Основные задачи Научной школы педагогов как научного сообщества таковы:

  • формирование системы научных взглядов педагогов;
  • развитие интереса к исследованию педагогической реальности, профессионального самосознания учительства;
  • повышение уровня профессионального образования педагогов, их научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования;
  • удовлетворение потребности учителя в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, в выстраивании профессионально-личностной перспективы;
  • развитие личности учителя, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях педагогической действительности и профессиональной деятельности;
  • создание условий, способствующих повышению уровня профессионального самосознания педагогов, их профессионально-личностному росту, укреплению личностно ориентированной позиции и гуманистических характеристик профессионального менталитета.

2.4. Деятельность авторской Научной школы педагогов осуществляется по единой научно-исследовательской программе «Акмеология образования». Функцию управления исследованием осуществляет научный руководитель школы.

2.5. Открытие авторской Научной школы педагогов обусловлено следующими целевыми установками:

  • обеспечение высокого научного и методического уровня непрерывного профессионального образования педагогов;
  • содействие развитию научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности педагогов образовательных учреждений как условия повышения качества и эффективности образовательного процесса в них;
  • поддержка и развитие научно-исследовательской деятельности учителей;
  • выполнение научных исследований по актуальным проблемам профессиональной, педагогической и управленческой деятельности;
  • организация внедрения в педагогическую практику результатов научных исследований и разработок.

2.6. Основными задачами деятельности авторской Научной школы педагогов являются:

  • изучение инновационных процессов, происходящих в образовательных учреждениях Ульяновской области, научно-методическое обеспечение перевода их в режим экспериментальной работы по развитию образовательного учреждения;
  • проведение диагностических исследований состояния образовательно-развивающих процессов и их влияния на формирование самосознания учащихся и педагогов;
  • изучение и разработка условий успешной адаптации новых образовательных программ, учебных пособий, технологий, гибких структур личностно ориентированного образования детей;
  • анализ педагогического опыта учителей, изучение динамики их профессионально-личностного роста, процесса развития психолого-педагогической компетентности, становления и диверсификации их профессионального менталитета как фактора развития профессионализма и творчества;
  • разработка исследовательских (мониторинговых) программ, научных гипотез и концепций развития профессионализма педагога, новых педагогических теорий и практик, методов и приемов образовательных техник и технологий, направленных на достижение наивысшего уровня профессионализма и обеспечивающих профессионально-личностный рост педагогов и учащихся;
  • разработка концепций (концептуальных моделей) и программ научно-исследовательского эксперимента и оказание практической помощи педагогическим работникам – участникам научной школы в разработке и проведении индивидуальных инициативных экспериментально-исследовательских работ.

2.7. Деятельность авторской Научной школы педагогов регламентируется психолого-дидактическими принципами, соответствующими ее основному целевому назначению и приоритетному содержанию. За основу систематизации этих принципов взята гуманитарная парадигма, а именно личностно ориентированный подход в организации научно-образовательной деятельности учителя. Такими системообразующими принципами являются:

  • принцип личностного целеполагания педагога;
  • принцип выбора педагогом индивидуальной образовательной и научно-исследовательской траектории;
  • принцип продуктивности обучения, взаимодействия и научно-исследовательской деятельности педагога;
  • принцип пропорциональности взаимообмена и преобразующего взаимодействия участников Научной школы;
  • принцип единства самообразования и организованного образовательного взаимодействия в рамках Научной школы педагогов и в целом в условиях локальной профессиональной среды;
  • принцип интеграции и единства личностного и профессионального развития педагога;
  • принцип ценностно-смыслового согласования позиций и смыслов деятельности всех участников Научной школы педагогов;
  • принцип методологической рефлексии научно-образовательной и исследовательской деятельности педагога.

2.8. Содержание работы Научной школы педагогов предусматривает отслеживание закономерностей и отдельных показателей профессиональной деятельности педагогов на протяжении длительного периода, анализ положительных и негативных явлений в развитии профессионализма и творчества педагогов, возникающих в ходе развития отдельных компонентов целостного педагогического процесса в рамках обязательного следования приоритетной теме авторской Научной школы.

Обязательным блоком в содержании деятельности авторской Научной школы педагогов является:

  • изучение закономерностей и технологий развития профессионализма и творчества;
  • изучение процесса становления профессионального менталитета учителя как фактора развития его профессионализма и творчества, поиск путей, средств и методов его формирования на разных этапах педагогической деятельности;
  • определение направлений научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы в рамках приоритетной темы Научной школы;
  • аналитические исследования, мониторинг уровня педагогического мастерства и профессиональной компетентности педагогов, характеристик профессионального самосознания и изменений в нем.

3. Организация научно-образовательной и научно-исследовательской
деятельности

3.1. Авторская Научная школа педагогов обладает самостоятельностью в выборе форм организации своей деятельности.

3.2. Научно-образовательная и научно-исследовательская деятельность возглавляется научным руководителем школы – ее автором и лидером, доктором педагогических наук.

3.3. Каждый педагог, вошедший в состав Научной школы, осуществляет научно-исследовательскую деятельность по индивидуальной программе, которая является составной частью единой научно-исследовательской программы Научной школы - «Акмеология образования».

3.4. Подготовка учителя к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности осуществляется посредством реализации Научной школой следующих функций:

  • информационно-обучающая: расширение и углубление знаний в области теории и методологии научного познания;
  • консультационная: осмысление профессионального опыта, самообразовательной и научно-исследовательской деятельности во взаимодействии с научным руководителем при наличии постоянной возможности обратиться к нему за консультацией;
  • организационно-коммуникативная: удовлетворение потребности учителей в профессиональном общении, обмене опытом научно-исследовательской деятельности, в развитии культуры научного общения;
  • мотивационно-стимулирующая: активизация самообразования, самосовершенстования, самореализации в профессиональной и в научно-педагогической деятельности, а также активизация стремления к освоению способов научно-исследовательской деятельности;
  • ценностно-ориентационная (концептуально-мировоззренческая): актуализация ценности профессионализма и творчества; осмысление концептуальных основ своей профессиональной (педагогической) и научно-исследовательской деятельности, перспектив своего профессионально-личностного развития;
  • развивающая: ориентация разнообразных форм и методов научно-образовательного взаимодействия педагогов, самообразовательной деятельности на развитие всех сторон личности учителя - мотивационно-потребностной сферы, концептуального мышления, операционально-технологических компонентов педагогической деятельности, способности и готовности к научной деятельности, профессионально значимых личностных качеств;
  • общекультурная: расширение общекультурного кругозора педагогов, содействие развитию их гуманитарной культуры, способности к творческой самореализации.

3.5. На основе реализации андрагогического и акмеологического подходов научным руководителем обеспечиваются следующие характерные черты научно-образовательной и научно-исследовательской деятельности:

  • недирективный характер обучения;
  • направленность взаимодействия на достижение результатов в исследовании и решении профессионально-личностных проблем;
  • связь науки с практикой, практико-ориентированный характер исследовательской деятельности;
  • постоянное обсуждение содержания, форм и методов научной деятельности и взаимодействия участников школы;
  • принятие на себя ответственности за собственный образовательный процесс в рамках Научной школы, личная ответственность за успешность и качество освоения методологии научного познания всеми членами Научной школы без права контроля за обучением каждого члена группы;
  • обязательная организация процесса оценки результатов образования и деятельности с участием всех участников Научной школы (субъектов образовательной и научно-исследовательской деятельности);
  • диалог между членами Научной школы.

3.6. Направления деятельности авторской Научной школы педагогов:

  • организация научной и исследовательской деятельности в рамках приоритетной темы Научной школы;
  • организация семинаров, конференций в рамках приоритетной тематики Научной школы педагогов;
  • осуществление контактов с представителями академической науки, педагогами-исследователями различных образовательных учреждений;
  • распространение и пропаганда материалов о своей научной и исследовательской деятельности.

3.7. Педагоги, вошедшие в состав авторской Научной школы, обязаны:

  • посещать заседания и семинары Научной школы;
  • принимать активное участие в деятельности Научной школы;
  • самостоятельно углублять свои знания по избранной теме научного исследования;
  • отчитываться о проделанной за год работе по теме своего научного исследования на итоговом заседании Научной школы педагогов.

3.8. Педагоги, вошедшие в состав авторской Научной школы, имеют право:

  • выйти из состава Научной школы в любое время;
  • самостоятельно выбирать тему научного исследования в рамках приоритетов Научной школы;
  • принимать участие в научно-практических конференциях различного уровня;
  • использовать материальную базу и ресурсы образовательного учреждения для организации и проведения научного исследования по утвержденной теме;
  • публиковать результаты своей исследовательской работы в различных печатных органах.

3.9. Авторская Научная школа педагогов «АКМЕ» проводит заседания не реже одного раза в месяц.

3.10. Авторская Научная школа педагогов «АКМЕ» осуществляет взаимодействие со структурными подразделениями Ульяновского ИПКПРО, различными образовательными учреждениями города и области.

Рейтинг DVK WebDev разработка сайта: «DVK WebDev»